Подготовка к ГИА
Следующая статья подготовлена с использованием материалов
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Я сдам ЕГЭ»
кандидата психологических наук А.Фокиной.
Как справиться с психологическими сложностями и успешно сдать экзамены
(Практические рекомендации для обучающихся 9 классов)
- Найти собственные причины успешно учиться. Не все уроки одинаково интересны, не на всех тебе легко. Прояви свою индивидуальность и ум, самостоятельность, конкурентоспособность.
- Ставь свои цели на уроках. Используй урок для того, чтобы в чем-то развиваться, тренировать навыки. Старайся чаще отвечать вслух, аргументируй свои мысли, используй понятия, законы и правила, которые изучаешь на уроке.
- Не бойся трудностей. Честно признай, если у тебя есть какие-то проблемы в учебе. Пойми в чем проблема, ищи пути ее решения.
- Запоминай и накапливай свой опыт преодоления трудностей. Это поможет стать эмоционально устойчивым и уверенным.
- Оценивай себя сам: важнее не отметка, которую тебе поставили, а то, что ты приобрел, делая какое-то задание.
- Заходи на сайты, где даются тренировочные задания для ОГЭ и другие тренировочные тесты. Попробуй свои силы, выполняя задания по темам, которые уже изучал. Главное сейчас не результат, а умение работать с учебным заданием. Кроме того, делая такие задания, ты можешь увидеть, в каких областях у тебя есть пробел в знаниях.
- Русский язык и математика – обязательные предметы как в 9, так в 11 классе.
- Когда читаешь большой объем текста, используй правила работы с ним.
- Знакомься с миром профессий. Уже сейчас постарайся понять, что тебе интересно, какие профессии соответствуют твоим способностям и склонностям. Как правило, это то, чему ты быстро учишься и делаешь хорошо.
- Если тебе нужна помощь семьи или учителей, помни, что многое в диалоге зависит от того, каким тоном ты что-то скажешь, сумеешь ли дослушать собеседника до конца, можешь ли понять, кто за что отвечает в твоем обучении. Например, учитель отвечает за то, что дает на уроке, но только ты отвечаешь за то, как ты воспользуешься этим.
1.«Три предложения»: в конце каждого урока мысленно повтори его содержание в трех предложениях – это самый быстрый способ улучшить свои знания и успеваемость, запоминать и понимать учебный материал.
2. «Пять П»: если тебе надо запомнить и проанализировать большой текст, используй 5 шагов, название каждого шага начинается на букву П.
3. Опирайся на ведущий тип восприятия информации. Его ты узнаешь, чуть позже.
4. Используй вопросы: задавай себе вопросы по изученному материалу и отвечай на них. Старайся ответить кратко и ясно.
5. Двигайся от общего к частному: сначала повтори основные понятия, идеи и правила, потом добавь детали и исключения, потом конкретные примеры.
Главное – распределение повторений во времени. Повторять рекомендуется сразу в течение 15–20 минут, через 8–9 часов и через 24 часа.
6.Полезно повторять материал за 15–20 минут до сна и утром, на свежую голову.
При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места. Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту.
Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2–3 минут. Чтобы перевести информацию в
долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.
Если ведущий тип восприятия:
- зрение, то как можно чаще смотри на учебный материал, просматривай учебник, повесь на виду листы с записанными главными формулами, понятиями, правилами и исключениями, а вспоминая материал, пытайся увидеть его перед глазами.
- слух, то как можно чаще проговаривай учебный материал, записывай и читай вслух и про себя информацию, надиктуй на диктофон материал, который трудно запоминаешь, и время от времени слушай его, а вспоминая материал, пытайся назвать все, что ты слышал и говорил по этой теме.
- осязание, то как можно больше заданий делай на практике, изготавливай собственные памятки и схемы, пиши на воздухе информацию, произноси их двигаясь, а вспоминая материал, пытайся воспроизвести то, что ты уже делал с подобными заданиями.
Как справиться с волнением на ОГЭ:
В первую очередь, надо понимать, что от волнения на экзамене никто не застрахован. Например, анализ ошибок, которые проявляются на ОГЭ, показывает, что очень часто эти ошибки «глупые» - несуразные, по невниманию, волнению, а не по незнанию, то есть, такие, которых можно было бы избежать. Для того чтобы избежать таких ошибок, познакомимся с правилами, которые помогают быстро справиться с волнением на ОГЭ.
- Перед экзаменами высыпайся, максимально сократи время пребывания в соц.сетях и в видеоиграх, побольше двигайся и бывай на свежем воздухе, не сиди на диете – тебе важно быть в хорошем физиологическом состоянии. Это поможет твоему мозгу наиболее успешно функционировать на экзамене.
- Исследуй свое волнение, пойми его. Чего именно ты боишься, что вызывает у тебя наибольшее беспокойство? Ты это с кем-то обсуждал? Проговори вслух свои страхи, скажи, о чем переживаешь. Попробуй оценить, не преувеличиваешь ли свои опасения. Продумай и обсуди с кем-то, кому ты доверяешь, свои действия на случай неудачи на ОГЭ.
- Обрати внимание на то, что у тебя уже есть какие-то собственные проверенные способы, позволяющие взять эмоции под контроль. Вспомни учебные ситуации или события в личной жизни, когда ты испытывала сильное волнение. Удавалось ли тебе хотя бы немного успокоиться? Что этому помогало? Тебе надо отвлечься или сосредоточиться? Как ты справляешься с тревогой на контрольных? Поможет ли тебе, если ты выйдешь, немного пройдешься, умоешься? Вспомни все способы, которые ты используешь для снижения волнения.
Конечно, ОГЭ требует от тебя эмоциональной устойчивости. А чтобы правильно распределить время и успешно справиться с процедурой ОГЭ, помни такие правила:
- На ОГЭ ты выполняешь такие же задания, какие много раз делал в школе. Ты это умеешь. Главное – сосредоточиться на деле.
- Выспись накануне.
- Когда сядешь за парту, постарайся устроиться максимально удобно. Мысленно скажи себе подбадривающие слова, например: «Я это умею. Я справлюсь».
- Внимательно читай задания. Дочитывай до конца. Дочитав, еще раз прочитай и пойми, о чем спрашивается: очень важно правильно понять вопрос.
- Начинай работу с самых простых для себя заданий. Выполни сначала то, что можешь сделать быстро.
- Если есть задания, на которые ты пока не знаешь ответа, не трать на них время. Ты наберешь баллы на тех заданиях, которые тебе понятны.
- Действуй в таком темпе, как ты привык на уроках. Не торопи себя, но не задерживайся слишком долго на одном задании. Если ты чувствуешь, что выполнить задание не получается, переходи к следующему. Лучше вернешься к нему тогда, когда остальное будет выполнено.
- Когда доделаешь работу, отдохни 1-2 минуты и проверь себя. Сначала проверь себя, двигаясь с конца бланк к началу (в обратном порядке по сравнению с тем, как ты выполнял задания). Это связано с тем, что внимание похоже на физическую силу: оно истощается по мере выполнения дела. Поэтому начни проверку с последних заданий – там твое внимание могло снизится.
Главные правила успеха на ОГЭ:
- Помни об ОГЭ, когда учишься, но учись не ради ОГЭ.
- Учись осмысленно и действуй себе на пользу.
- Занимайся регулярно: чем чаще ты повторяешь какие-то действия, тем лучше ты их осваиваешь.
- Тренируйся, пробуй.
- Когда пройдешь пробные экзамены, подумай, чем объясняются твои ошибки и правильные ответы. Спроси учителей и выпускников предыдущего года о типичных ошибках на ОГЭ. Избавляйся от того, что приводит к ошибкам, и развивай все то, что тебе помогает.
- Дели подготовку на небольшие выполнимые шаги. Ставь перед собой конкретные цели, каждую из которых можно достичь за день.
- Используй приемы быстрого освоения материалов.
- Освой приемы совладания с волнением.
- Используй поддержку и опыт взрослых.
- Избавляйся от «похитителей времени» - блуждания по интернету, видеоигр, длительного пребывания в социальных сетях.
Желаем успеха!!!